Биеннале Золотая пчела 12 / peopleofdesign
eventnews

(Русский) Биеннале Золотая пчела 12

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Биеннале - Золотая пчела 2016 / Golden Bee 2016

Московская международная биеннале графического дизайна откроет свои двери 4 октября (сегодня) в ЦДХ. Церемония открытия в 18:00

ПРОВОДИТСЯ ПОД ЭГИДОЙ
Международного графического альянса AGI, Координационного комитета международных биеннале IBCC, Международного совета по дизайну ico-D

ПРЕЗИДЕНТ БИЕННАЛЕ
Сергей Серов

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ
Москва, Центральный Дом художника 4–9 октября 2016
Музыкальное оформление церемонии – интеративный проект Playtronica, позволяющий плакатам звучать в полный голос

Биеннале - Золотая пчела 2016 / Golden Bee 2016

ЭКСПОЗИЦИЯ БИЕННАЛЕ
ЦДХ, 3-й этаж, залы 16, 17, 22-27. С 5 по 9 октября 2016 экспозиция открыта ежедневно с 11:00 до 20:00, 9 октября с 11:00 до 18:00.

Разделы экспозиции:
ПЛАКАТЫ. Конкурсная номинация.
ЦИФРОВОЙ ДИЗАЙН. Конкурсная номинация.
ХЕНДМЕЙД-ДИЗАЙН. Конкурсная номинация.
ПИОНЕРЫ РУССКОГО ДИЗАЙНА. Конкурсная номинация.
ЧЕРНОБЫЛЬ И ФУКУСИМА. Конкурсная номинация.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Конкурсная номинация.
АД, ЧИСТИЛИЩЕ, РАЙ. Конкурсная номинация.
МИЛОСЕРДИЕ. Конкурсная номинация.
ВСЕ ЗОЛОТО МИРА 2014-2016. Специальный проект биеннале.
ДЕНЬГИ ДЛЯ ЖИЗНИ. Конкурс «КАК-проекта».
ТИПОМАПИЯ. Шрифтоцентрические карты Юрия Гордона и другие истории про города и буквы. Москва, Санкт-Петербург, Черногория.
COEXISTENCE. Плакатная акция Международного графического альянса AGI. DELAUNAY 130. Международная плакатная акция.
ENABLED FOR DISABLED. Плакаты международного фестиваля Skopjeposter.

«Золотой пчеле» почти четверть века. Она появилась на свет в 1992 году внезапно, неожиданно и бесконечно долго ожидаемо. Я имею в виду, прежде всего, Россию, конечно. Рухнул железный занавес, кончилась эпоха визуального голодомора, мир становился открытым.

В1990 году я впервые в жизни очутился за границей, на биеннале в Брно, окунулся в ее сверхнасыщенную и многоязычную среду, оказавшуюся родной и понятной, благодаря универсальному языку графического дизайна. Биеннале в Брно, которую проводил тогда еще ее отец-основатель Ян Райлих-старший, стала для «Золотой пчелы» вдохновляющим культурным образцом и настоящим учителем. Потом в этом качестве к ней прибавились и другие старейшие дизайнерские биеннале – в Варшаве, Лахти и Форт-Коллинсе.

Практически одновременно с «Золотой пчелой» возникли фестиваль плаката в Шомоне, биеннале плаката в Мехико и Трнаве, триеннале в Софии и Харькове. «Ровесники» московской биеннале стали ее партнерами и друзьями.

Начало 90-х оказалось переломным временем не только для России. Весь дизайнерский мир переживал смену парадигм, выход постмодернизма на авансцену истории, компьютерную революцию, наступление цифровой эры. Это наряду с интеграцией в общемировое культурное пространство во многом определило основополагающий интерес и вектор развития «Золотой пчелы».

Поиски свежего визуального языка, креативные инновации, пластические эксперименты, углубление культуротворческого значения дизайна с наибольшей отчетливостью проявляет себя в плакате, в разных его жанрах. Поэтому плакат стал для «Золотой пчелы» ключевой конкурсной номинацией и основным разделом экспозиции.

В отборе конкурсных работ к приоритетам «Золотой пчелы» всегда относились смысловая выразительность, эмоциональная наполненность плаката, его стилевая, жанровая и образная инновационность, расширяющие границы профессии, культурная идентичность и этическая корректность.

Сегодня, несмотря на все разговоры о «смерти плаката», в мире одна за другой появляются новые плакатные биеннале – в Боливии, Италии, Китае, Эквадоре… Вместе со своими «братьями и сестрами», старшими и младшими, московская биеннале образует своего рода глобальную сеть дизайнерских событий, осуществляющих мониторинг визуальной культуры и определяющих ее развитие.

Со временем «Золотая пчела» и сама стала именоваться «глобальной». Во-первых, это красиво: Golden Bee – Global Biennale. Во-вторых, она родилась в России, это многое объясняет. Но главное – сеть собственных проектов «Золотой пчелы», выставок и мероприятий ее предбиеннальной, параллельной и постбиеннальной программ так разрослась, что такое именование стало выглядеть вполне органично.

Номинация «Плакат» как правило дополняется разными актуальными номинациями и разделами, тематическими или жанровыми. На нынешней биеннале сквозная для «Золотой пчелы» тема «вечных вопросов» представлена «Милосердием» и двумя литературными номинациями, посвященными великим фигурам – Данте и Достоевскому. Экологическая тема обусловлена печальными юбилеями трагедий Чернобыля и Фукусимы. Русский авангард также принадлежит к числу стержневых интересов биеннале, на «Золотой пчеле 12» он представлен номинацией «Пионеры русского дизайна». Компьютерная эстетика и рукотворная пластика составляют два полюса выразительного языка современного графического дизайна, им посвящены конкурсные категории «Цифровой дизайн» и «Хенд-мейд дизайн».

На «Золотую пчелу 12» поступило рекордное количество работ – 17120 из 88 стран мира. Селекцию впервые осуществляли сразу два отборочных жюри – национальное и международное, каждое из которых включало по семь экспертов. Для участия в биеннале они отобрали 1173 работы из 77 стран.

Сверх того, часть присланных на конкурс работ попало на выставки Golden Bee Network в разных городах мира, где «Золотая пчела 12» предстает в расширенном виде. Можно сказать, что все вместе это образует глобальный визуальный гипертекст, который каждый прочитывает и переживает по-своему.

Сергей Серов

ГЛАВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР
Фонд «Золотая пчела»

ПОПЕЧИТЕЛИ
Дизайн Депо, ШАНдизайн, Double V, groza.design, Typo Graphic Design

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР
Фонд Михаила Прохорова

ПАРТНЕРЫ
Академия графического дизайна, Арт-пиар агентство «Карнеева Групп», Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок», Ассоциация норильских дизайнеров «Анод», Высшая академическая школа графического дизайна, Дальневосточный федеральный университет, Европейский гуманитарный университет, Журнал «Как», Журнал «Проектор», Издательство «Alma Mater», Издательство «iPads.cz», «КАК-проект», Факультет дизайна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция», Centre for Polish-Russian Dialogue and Understanding, Dukley European Art Community, Grey Matter, Nadja Brykina Gallery, Playtronica, Vije School of Visual Communication, Peopleofdesign.ru

ГЛАВНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЖЮРИ
Эрик Брандт_США, Стефан Бунди_Швейцария, Алекс Йордан_Германия, Марко Кекишев_Эстония, Лоранс Мадрель_Франция, Ола Непсуй_Польша, Филипп Третьяков_Россия

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТБОРОЧНОЕ ЖЮРИ
Маджид Аббаси_Иран, Петр Банков_Чешская Республика, Эрик Брюхбюль_Швейцария, Олег Векленко_Украина, Стеф Гайсбюллер_США, Кен Мики_Япония, Кум-Юн Парк_Южная Корея

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОТБОРОЧНОЕ ЖЮРИ
Александр Васин_Россия, Юрий Гулитов_Россия, Игорь Гурович_Россия, Анна Кулачёк_Россия, Андрей Логвин_Россия, Дмитрий Рекин_Россия, Николай Шток_Россия

СТАТИСТИКА
На главной выставке биеннале в ЦДХ представлено 1173 плакатов из 77 стран, отобранных из 17120 работ из 88 стран, поступивших на конкурс, а также 6 отдельных проектов. Кроме того, в рамках биеннале организовано около 50 выставок в разных странах.

МАСТЕР-КЛАССЫ ЖЮРИ
ЦДХ, 5 октября 2016 в 10:00-18:00

ЛЕКЦИИ ЧЛЕНОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСТЕЙ БИЕННАЛЕ 5 октября 2016, 10:00-18:30. ЦДХ, кино-концертный зал
10:00 Рене Вавжкевич / Польша; 10:30 Агата Дудек / Польша; 11:00 Кшиштоф Игнасяк, Мартин Матушак / Cтудия Bękarty / Польша; 11:30 Оля Непсуй / Польша; 12:30 Филипп Третьяков / Россия; 13:30 Лоуренс Мадрель / Франция; 14:30 Tуpomania. Работы Международного типографического фестиваля; 15:30 Алекс Джордан / Германия; 16:30 Марко Кекишев / Эстония; 17:30 Стефан Бунди / Швейцария.

ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ
ЦДХ, кино-концертный зал, 5 октября 2016, 18:30

Официальный сайт “Золотой пчелы 2016