Новый номер журнала Антиква
Вышел в свет второй номер журнала «Антиква». Обложку этого номера украшает знак об окончании Императорской Академии Художеств, принадлежавший П.А. Шилинговскому. Рассказ об уникальных инструментах, принадлежавших этому художнику вы найдете на страницах 92—99.
Номер открывают вступительные слова издателя журнала Игоря Тупальского: «Я очень мало что смыслю в антиквариате, но отнюдь не стыжусь в этом признаться — да, я не являюсь специалистом в этой области. Это связано в первую очередь с тем, что открытой доступной информации по теме ничтожно мало. Знание считается сакральным и передается внутри гильдии сопричастных. А сообщество коллекционеров и антикваров — свой особый мир, куда не очень охотно, а то и вовсе неохотно, пускают чужаков и неофитов. Мы начали выстраивать стратегию журнала через общение с людьми. Поэтому на наших страницах значительное место занимают истории, рассказанные знатоками и экспертами. Ведь восприятие любой уникальной интересной вещи строится через ее историю, историю ее владельцев. И даже подкованный искусствовед не всегда может рассказать о вещи лучше, чем ее владелец, который выстроил с предметом искусства или просто с неким артефактом свои личные эмоциональные связи».
И колонка главного редактора Мити Харшака: «Россия, увы, — гиблое для коллекционера место. Исторические катаклизмы и десятилетиями культивируемое в государстве презрение к материальному обратились вымыванием в небытие огромного предметно-бытового пласта культуры. Изобразительному искусству повезло в несколько большей степени. А предметный мир был разрушен до основания. И насыщение рынка старыми добрыми и честными сохранившимися вещами идет все еще очень и очень медленно. Главным образом за счет ввоза в страну предметов старины с европейских аукционов и антикварных рынков. Местные лавки старьевщика и антикварные салоны почти до дна вычерпали местные ресурсы».
Это, конечно, только отрывки из более пространных текстов. А фотографии главных людей журнала сделаны замечательным петербургским фотографом Алексеем Алексеевым в технике мокрого коллодионного процесса — одной из первых фотографических техник середины XIX века. Кстати, и рассказ о работах Алексея и возрожденных им чудесах исторических фотопроцессов вы найдете на страницах 86—91.
Главным героем номера стал известный бизнесмен и коллекционер, создатель Нового музея Аслан Чехоев. «Начало коллекции в основном касалось периода так называемого постсталинского андерграунда, с конца 1950-х до 1980-х. Это были или полностью не воспринимаемые, или частично воспринимаемые художники — Вейсберг, Краснопевцев. В дальнейшем я стал собирать концептуалистов и соц-арт. В моем понимании искусство — это все-таки процесс, и надо понимать — или ты его участник, или ты остаешься на позициях хранителя и продолжателя традиций. Последнее, безусловно, очень важно, но при таком подходе вряд ли ты вносишь что-то новое. А меня все-таки интересует искусство как процесс».
Далее об этике и тайнах реставрации, о замечательных открытиях и чудесах этой профессии расскаывает действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведческих наук, профессор Юрий Григорьевич Бобров — ведущий российский реставратор церковной живописи, руководитель кафедры реставрации, проректор по науке Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина: «Понять, где остановиться — наверное, самая сложная проблема. Современные документы трактуют профессию реставратора так: реставратор — это тот, кто принимает решения. Это определение имеет типичный западный интеллектуальный оттенок. Мол, это не столько ремесленник, который снимает слой темной олифы. В реставрации самое трудное и ответственное не техническое исполнение, хотя оно важно, а именно принятие решения — до какой степени открыть и является ли нижний слой самым ценным.
Общий принцип при раскрытии оригинала — открывать оригинал там, где он сохранился, а там, где он не сохранился и были сделаны поздние ремонты, и под ним нет авторского слоя, там принято оставлять более поздний слой, желательно наиболее ранний и сохранный из них, потому что могут быть наслоения в три-четыре слоя. Кроме того, принято оставлять поздние напластования, которые имеют самостоятельную художественную или историческую ценность, например поздние надписи».
Мы очень рады, что известный известный адвокат и страстный коллекционер Александр Добровинский стал регулярно выступать на страницах нашего журнала. Он был главным героем первого номера, а во втором выпуске рассказывает историю одного произведения из своей коллекции — это портрет Марлен Дитрих работы Ман Рэя. «У Марлен Дитрих начинается безумный роман с Александровым. И свои отношения они сохранили навсегда. Она часто писала ему, и в 1963 году по его приглашению она приехала с концертами в СССР. Голливудская дива, немка, секс-символ в Советском Союзе — это было неслыханно! И вот Марлен Дитрих прилетела к своему любовнику. Что она может привезти любимцу публики и баловню судьбы, у которого есть все? Себя и еще раз себя. Она привозит ему в подарок свой портрет, нарисованный никому не известным в СССР художником Ман Рэем чернилами, тушью, гуашью и углем».
О работе галереи, о рынке искусства и реализованных проектах рассказывает известнейший московский галерист Ильдар Галеев: «Искусство не подчинено математическим выкладкам, никаким графикам, прогнозам и анализам, потому что в творчестве любого художника есть периоды, некоторые представляют интерес, а некоторые — нет. Отношение к той или иной картине — очень важный субъективный момент для людей. Найдется, скажем, всего один человек на подлинный шедевр, и цена на него остановится на аукционе, а если будут биться двое, особенно если эти двое русские, а они, как известно, «не сдаются», то цена может взлететь до небес, но это ни в коем случае не индикатор».
Электронную версию журнала вы можете почитать у нас на сайте: www.antiqua-magazine.ru.
А настоящий бумажный журнал вы найдете в лучших заведениях Санкт-Петербурга и Москвы — в антикварных салонах и галереях, в отелях и автосалонах. География нашего распространения постоянно расширяется.