Биеннале Золотая пчела 12 / peopleofdesign
eventnews

Биеннале Золотая пчела 12

Биеннале - Золотая пчела 2016 / Golden Bee 2016

Московская международная биеннале графического дизайна откроет свои двери 4 октября (сегодня) в ЦДХ. Церемония открытия в 18:00

ПРОВОДИТСЯ ПОД ЭГИДОЙ
Международного графического альянса AGI, Координационного комитета международных биеннале IBCC, Международного совета по дизайну ico-D

ПРЕЗИДЕНТ БИЕННАЛЕ
Сергей Серов

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ
Москва, Центральный Дом художника 4–9 октября 2016
Музыкальное оформление церемонии – интеративный проект Playtronica, позволяющий плакатам звучать в полный голос

Биеннале - Золотая пчела 2016 / Golden Bee 2016

ЭКСПОЗИЦИЯ БИЕННАЛЕ
ЦДХ, 3-й этаж, залы 16, 17, 22-27. С 5 по 9 октября 2016 экспозиция открыта ежедневно с 11:00 до 20:00, 9 октября с 11:00 до 18:00.

Разделы экспозиции:
ПЛАКАТЫ. Конкурсная номинация.
ЦИФРОВОЙ ДИЗАЙН. Конкурсная номинация.
ХЕНДМЕЙД-ДИЗАЙН. Конкурсная номинация.
ПИОНЕРЫ РУССКОГО ДИЗАЙНА. Конкурсная номинация.
ЧЕРНОБЫЛЬ И ФУКУСИМА. Конкурсная номинация.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Конкурсная номинация.
АД, ЧИСТИЛИЩЕ, РАЙ. Конкурсная номинация.
МИЛОСЕРДИЕ. Конкурсная номинация.
ВСЕ ЗОЛОТО МИРА 2014-2016. Специальный проект биеннале.
ДЕНЬГИ ДЛЯ ЖИЗНИ. Конкурс «КАК-проекта».
ТИПОМАПИЯ. Шрифтоцентрические карты Юрия Гордона и другие истории про города и буквы. Москва, Санкт-Петербург, Черногория.
COEXISTENCE. Плакатная акция Международного графического альянса AGI. DELAUNAY 130. Международная плакатная акция.
ENABLED FOR DISABLED. Плакаты международного фестиваля Skopjeposter.

«Золотой пчеле» почти четверть века. Она появилась на свет в 1992 году внезапно, неожиданно и бесконечно долго ожидаемо. Я имею в виду, прежде всего, Россию, конечно. Рухнул железный занавес, кончилась эпоха визуального голодомора, мир становился открытым.

В1990 году я впервые в жизни очутился за границей, на биеннале в Брно, окунулся в ее сверхнасыщенную и многоязычную среду, оказавшуюся родной и понятной, благодаря универсальному языку графического дизайна. Биеннале в Брно, которую проводил тогда еще ее отец-основатель Ян Райлих-старший, стала для «Золотой пчелы» вдохновляющим культурным образцом и настоящим учителем. Потом в этом качестве к ней прибавились и другие старейшие дизайнерские биеннале – в Варшаве, Лахти и Форт-Коллинсе.

Практически одновременно с «Золотой пчелой» возникли фестиваль плаката в Шомоне, биеннале плаката в Мехико и Трнаве, триеннале в Софии и Харькове. «Ровесники» московской биеннале стали ее партнерами и друзьями.

Начало 90-х оказалось переломным временем не только для России. Весь дизайнерский мир переживал смену парадигм, выход постмодернизма на авансцену истории, компьютерную революцию, наступление цифровой эры. Это наряду с интеграцией в общемировое культурное пространство во многом определило основополагающий интерес и вектор развития «Золотой пчелы».

Поиски свежего визуального языка, креативные инновации, пластические эксперименты, углубление культуротворческого значения дизайна с наибольшей отчетливостью проявляет себя в плакате, в разных его жанрах. Поэтому плакат стал для «Золотой пчелы» ключевой конкурсной номинацией и основным разделом экспозиции.

В отборе конкурсных работ к приоритетам «Золотой пчелы» всегда относились смысловая выразительность, эмоциональная наполненность плаката, его стилевая, жанровая и образная инновационность, расширяющие границы профессии, культурная идентичность и этическая корректность.

Сегодня, несмотря на все разговоры о «смерти плаката», в мире одна за другой появляются новые плакатные биеннале – в Боливии, Италии, Китае, Эквадоре… Вместе со своими «братьями и сестрами», старшими и младшими, московская биеннале образует своего рода глобальную сеть дизайнерских событий, осуществляющих мониторинг визуальной культуры и определяющих ее развитие.

Со временем «Золотая пчела» и сама стала именоваться «глобальной». Во-первых, это красиво: Golden Bee – Global Biennale. Во-вторых, она родилась в России, это многое объясняет. Но главное – сеть собственных проектов «Золотой пчелы», выставок и мероприятий ее предбиеннальной, параллельной и постбиеннальной программ так разрослась, что такое именование стало выглядеть вполне органично.

Номинация «Плакат» как правило дополняется разными актуальными номинациями и разделами, тематическими или жанровыми. На нынешней биеннале сквозная для «Золотой пчелы» тема «вечных вопросов» представлена «Милосердием» и двумя литературными номинациями, посвященными великим фигурам – Данте и Достоевскому. Экологическая тема обусловлена печальными юбилеями трагедий Чернобыля и Фукусимы. Русский авангард также принадлежит к числу стержневых интересов биеннале, на «Золотой пчеле 12» он представлен номинацией «Пионеры русского дизайна». Компьютерная эстетика и рукотворная пластика составляют два полюса выразительного языка современного графического дизайна, им посвящены конкурсные категории «Цифровой дизайн» и «Хенд-мейд дизайн».

На «Золотую пчелу 12» поступило рекордное количество работ – 17120 из 88 стран мира. Селекцию впервые осуществляли сразу два отборочных жюри – национальное и международное, каждое из которых включало по семь экспертов. Для участия в биеннале они отобрали 1173 работы из 77 стран.

Сверх того, часть присланных на конкурс работ попало на выставки Golden Bee Network в разных городах мира, где «Золотая пчела 12» предстает в расширенном виде. Можно сказать, что все вместе это образует глобальный визуальный гипертекст, который каждый прочитывает и переживает по-своему.

Сергей Серов

ГЛАВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР
Фонд «Золотая пчела»

ПОПЕЧИТЕЛИ
Дизайн Депо, ШАНдизайн, Double V, groza.design, Typo Graphic Design

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР
Фонд Михаила Прохорова

ПАРТНЕРЫ
Академия графического дизайна, Арт-пиар агентство «Карнеева Групп», Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок», Ассоциация норильских дизайнеров «Анод», Высшая академическая школа графического дизайна, Дальневосточный федеральный университет, Европейский гуманитарный университет, Журнал «Как», Журнал «Проектор», Издательство «Alma Mater», Издательство «iPads.cz», «КАК-проект», Факультет дизайна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция», Centre for Polish-Russian Dialogue and Understanding, Dukley European Art Community, Grey Matter, Nadja Brykina Gallery, Playtronica, Vije School of Visual Communication, Peopleofdesign.ru

ГЛАВНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЖЮРИ
Эрик Брандт_США, Стефан Бунди_Швейцария, Алекс Йордан_Германия, Марко Кекишев_Эстония, Лоранс Мадрель_Франция, Ола Непсуй_Польша, Филипп Третьяков_Россия

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОТБОРОЧНОЕ ЖЮРИ
Маджид Аббаси_Иран, Петр Банков_Чешская Республика, Эрик Брюхбюль_Швейцария, Олег Векленко_Украина, Стеф Гайсбюллер_США, Кен Мики_Япония, Кум-Юн Парк_Южная Корея

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОТБОРОЧНОЕ ЖЮРИ
Александр Васин_Россия, Юрий Гулитов_Россия, Игорь Гурович_Россия, Анна Кулачёк_Россия, Андрей Логвин_Россия, Дмитрий Рекин_Россия, Николай Шток_Россия

СТАТИСТИКА
На главной выставке биеннале в ЦДХ представлено 1173 плакатов из 77 стран, отобранных из 17120 работ из 88 стран, поступивших на конкурс, а также 6 отдельных проектов. Кроме того, в рамках биеннале организовано около 50 выставок в разных странах.

МАСТЕР-КЛАССЫ ЖЮРИ
ЦДХ, 5 октября 2016 в 10:00-18:00

ЛЕКЦИИ ЧЛЕНОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСТЕЙ БИЕННАЛЕ 5 октября 2016, 10:00-18:30. ЦДХ, кино-концертный зал
10:00 Рене Вавжкевич / Польша; 10:30 Агата Дудек / Польша; 11:00 Кшиштоф Игнасяк, Мартин Матушак / Cтудия Bękarty / Польша; 11:30 Оля Непсуй / Польша; 12:30 Филипп Третьяков / Россия; 13:30 Лоуренс Мадрель / Франция; 14:30 Tуpomania. Работы Международного типографического фестиваля; 15:30 Алекс Джордан / Германия; 16:30 Марко Кекишев / Эстония; 17:30 Стефан Бунди / Швейцария.

ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ
ЦДХ, кино-концертный зал, 5 октября 2016, 18:30

Официальный сайт «Золотой пчелы 2016«